Рейтинг@Mail.ru
Навигация

Студенческое лекционное турне SLT Russia & CIS 2009/10

Как написать хорошую статью по геофизике

Лектор: Владимир Гречка

Место проведения: Россия и СНГ

Описание лекции

Современное высшее образование в значительной мере строится на основе посещения студентами профессорских лекций и чтения ими учебников. То, что сегодня составляет учебник, когда-то было научным открытием, и кто-то, сделавший это открытие, рассказал о нём в своей научной статье. В этой лекции-размышлении я попытаюсь проанализировать, что делает научную статью хорошей и что плохой, к чему желательно стремиться при написании статьи и чего следует избегать, о чём стоит писать и о чём лучше промолчать. Я полагаю, что моя лекция будет полезна студентам университетов и вузов, потому как они, сегодняшние студенты, лет через 20 будут определять лицо науки, и им хорошо бы знать, как рассказывать о своих будущих научных достижениях.

Я начну свою лекцию с краткого введения в философию науки и попытаюсь ответить на следующие вопросы: что есть наука? почему люди ей занимаются? какую роль в развитии науки играют научные статьи?

Далее мы поговорим о мотивировке. Перефразируя великого Шекспира: «Писать или не писать — вот в чём вопрос.» Действительно, что заставляет людей писать научные работы? Спектр здесь чрезвычайно широк. Он начинается с обыденного, как например, «для присуждения степени кандидата наук требуется столько-то печатных работ», и заканчивается пафосным и очень личностным: «ну не могу же я об этом молчать!» По моему наблюдению то, что требуется формально, редко становится шедевром. К сожалению, «Моны Лизы» не создаются на заказ. Как правило, статьи, на которые потом ссылаются сотни людей, были написаны в неком озарении. Эти статьи похожи на двери, отпёртые в сокровищницу, которая вдруг стала всем доступна, и тем не менее её богатства не иссякают в течении долгого времени. Я приведу примеры подобных статей.

Другой важный вопрос: о чём писать? Подавляющее большинство статей ничего принципиально нового не открывают. Они выглядят как заплатки на ткани знания: N.N. сделал вот это, N.M. сделал то же, но чуть-чуть по-другому, а мы втиснемся между ними и сделаем вот так. Как говорил один из моих профессоров: «Не всё написанное заслуживает быть прочитанным». Захотят ли люди читать то, что вы написали? Если да, то что будет их привлекать? А если не захотят, то почему? И стоит ли писать то, что потом никто не станет читать?

Еще один вопрос: как писать? Статья — это явление культуры, и поэтому должна обладать набором определённых черт. Иначе говоря, она должна быть написана в соответствующем стиле. Разным областям науки присущи разные стили. Статьи, написанные в неподобающем стиле, обычно просто отвергаются. То же относится и к написанию статей на иностранном языке. Если вам приходится заглядывать в словарь во время работы над статьей, скорее всего писать на этом языке вам не стоит. Удивительно, что множество авторов этого не понимают. Однако, если бы они пришли слушать симфонию, и им предложили бы её исполнение на одной струне, то они сочли бы себя обманутыми. Именно так чувствуют себя читатели, когда они видят знакомые слова, но не понимают, что автор хочет сказать.

И последнее, о чем имеет смысл поговорить, — это последствия публикации. Достаточно одной единственной статьи, чтобы оставить глубокий след в своей области знания. С другой стороны, достаточно одной статьи, чтобы разрушить репутацию, созданную всей предыдущей жизнью. И то, и другое случается не так уж редко.

Я проиллюстрирую высказанные соображения многочисленными примерами из своей редакторской практики. Я вполне осознаю, что мои мнения не обязаны совпадать с мнениями слушателей, и поэтому с удовольствием приму участие в дискуссии, если таковая возникнет.

О лекторе

Vladimir GrechkaВладимир Гречка окончил Новосибирский государственный университет по специальности геофизические методы поисков и разведки полезных ископаемых (1984) и получил степень кандидата технических наук (1990) в Институте геофизики Новосибирска, где проработал с 1984 по 1994 г. Он был докторантом Техасского университета в Далласе с 1994 по 1995 г. После этого Гречка перешёл на факультет геофизики Школы горного дела в Колорадо, где занимался научными исследованиями. С 2001 по 2012 гг. он работал ведущим геофизиком в компании Shell. В настоящее время Владимир работает консультантом в компании Marathon Oil.

Владимир Гречка опубликовал более 300 научных работ. Они посвящены теории распространения сейсмических волн в анизотропных средах, скоростному анализу, характеристике трещиноватых горных пород и микросейсмикe. В 1997 г. Гречка получил «J. Clarence Karcher» награду от SEG. Он является членом SEG и EAGE.


Яндекс цитирования
Журнал First Break и материалы всех мероприятий EAGE направляются на индексацию в систему Scopus.
Журналы Basin Research, Geophysical Prospecting, Near Surface Geophysics и Petroleum Geoscience направляются на индексацию в системы Scopus и Web of Science.