Рейтинг@Mail.ru
Навигация

← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →

Журнал First Break – Апрель 2009 – Выпуск 4 – Том 27 – Новости отрасли

Президент Shell намечает путь к контролю выбросов арниковых газов

Jeroen van der Veer, президент Royal Dutch Shell, возглавляющий также рабочую группу по энергии и контролю климата Energy and Climate Change Европейского круглого стола промышленников, считает, что ограничение выбросов газа, приводящих к парниковому эффекту, должно оставаться приоритетом для общества в ситуации экономического кризиса — это также может способствовать восстановлению экономики в топливной сфере. Впервые его мысли по этому поводу были озвучены на Ежегодном собрании Мирового Экономического Форума в январе 2009г. Ниже мы приводим резюме. Хотя мировой экономический кризис носит серьезный характер и предсказать его продолжительность сложно, мировому сообществу следует внимательно относиться к чреватой последствиями угрозе изменения климата. Если мы будем действовать продуманно, государственная политика сможет достичь сразу двух целей — стимулирование развития и борьба с глобальным потеплением. Правительства, пытающиеся пробить очередное соглашение по Киотскому протоколу на конференции ООН по вопросам климата, которая пройдет в Копенгагене позже в этом году, должны учитывать веские причины для уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу. Подобные действия могут способствовать резкому росту частных инвестиций и восстановлению экономики топливного сектора. Уже много лет в общих чертах известно, как эффективно и результативно реагировать на глобальное потепление. Система контроля выбросов CO2 и торговля квотами на объем выбросов помогут наиболее экономически выгодным способом сократить потребление ресурсов. А широкое применение стандартов уровня эффективности приборов, оборудования и строений будет способствовать уменьшению потребления энергии как среди частных лиц, так и в масштабах компаний. Более того, некоторые особые политические инициативы могут помочь правительству и обществу лучше контролировать деятельность и инновации компаний в плане отслеживания выбросов парниковых газов: ? Соглашения между группами ключевых стран по уменьшению выбросов в определенных секторах индустрии ? Поощрения компаний к сокращению выбросов CO2 и безопасному хранению углекислого газа под землей, увеличивая применение этой перспективной технологии ? Финансирование технологий с целью поддержать разработки и коммерческую демонстрацию новых технологий, таких как новые биологические виды топлива с высоким потенциалом в снижении выбросов CO2. До настоящего времени, целью переговоров всегда являлось заключение глобального договора, одинаково выгодного и развитым, и развивающимся странам. Эта общая цель остается неизменной, но пока что составить подобный договор дьявольски сложно. Вероятно, отправной точкой могли бы стать соглашения между небольшими группами основных государств по уменьшению выбросов в отдельно оговоренных секторах индустрии, для которых характерны большие объемы выбросов парниковых газов. Подобные соглашения могли бы стать хорошим фундаментом для заключения более масштабного договора. Секторы, которым следует уделить особое внимание, включают выработку электроэнергии, на долю которой приходится 35% мировых выбросов CO2, а также производство бетона, химикатов, выплавку стали. Работа в группе из ограниченного числа наиболее значимых стран позволит легче прийти к компромиссу. Такие соглашения сняли бы вопрос, беспокоящий конкурирующие мировые индустрии — что строгие ограничения в одном регионе поставят компании в проигрышное положение по отношению к конкурентам, находящимся в регионах с менее жесткой политикой. В качестве гипотетического примера можно взять соглашение по выбросам от электростанций на угле, участниками которого могли бы стать крупные игроки, такие как Китай, Европейский Союз, Индия, Япония, США, на долю которых в совокупности приходится 80% мировой выработки энергии на угольных станциях. Такая сделка могла бы включать механизм перемещения технологии по обогащенному углю из развитых стран в развивающиеся. Политика ограничения выбросов с помощью квот могла бы стать потенциальным источником финансирования посредством продажи с аукциона разрешений на выбросы. Необходимость назрела острая. Только на территории Азии будет построено электростанций на угле мощностью до 800 гигаватт в течение следующих 10 лет, что соответствует общей мощности электростанций в ЕС сегодня. Когда эти предприятия построят, их выбросы достигнут 4 млрд. тонн CO2 ежегодно — что примерно равняется всем выбросам ЕС, связанным с энергетикой,- а функционировать они будут 30 лет и более. На переговорах по вопросам климата следует также уделять большое внимание технологии улавливания и хранения углерода (CCS). Хотя возрастающее использование возобновляемых и атомных источников энергии поможет сократить объем выбросов, само по себе оно не покроет растущих потребностей в энергии. Ископаемые виды топлива, нравится нам это или нет, еще несколько десятилетий останутся основными источниками энергии в мире. Что важно, очистка ископаемого топлива — необходимость и важный шаг к низко-углеродному будущему. Согласно данным Межправительственной комиссии ООН по изменению климата, технологии улавливания и хранения углерода могут обеспечить до 55% сокращений выбросов в масштабах, которые ученые считают необходимыми в это столетие для борьбы с глобальным потеплением. Но компании неохотно вкладывают средства в такие технологии, так кА это существенно повышает издержки и не приносит прибыли. Если мы хотим, чтобы технологии CCS реализовали свой потенциал, компаниям нужно дать стимул для инвестирования и способ получать доход. Разработчикам политического курса следует продвигать технологии улавливания и хранения углерода несколькими путями. Во-первых, необходимо определить стоимость выброса CO2. Это можно сделать путем замеров выбросов и создания рынка для покупки и продажи разрешений на выбросы среди компаний, как по Европейской системе торговли выбросами. Во-вторых, необходимо признать технологии улавливания и хранения СО2 в рамках механизма чистого развития по Киотскому протоколу, что позволит развитым странам вкладывать средства в сокращение выбросов в развивающихся государствах. И, наконец, правительствам следует стимулировать развитие и коммерческую демонстрацию технологий, способных обеспечить низко-углеродные источники энергии в будущем. Резкое падение цен в энергетике в последние месяцы делает крайне маловероятной возможность, что частные инвесторы захотят иметь дело с непроверенными технологиями. Очевидно, что урезанные бюджеты будут испытывать трудности с предоставлением финансирования. Но схемы торговли выбросами могут создать альтернативный источник финансовой поддержки. Например, ЕС недавно отложила проект продажи 300 млн. разрешений на выбросы, средства от которых пошли бы на инновационные проекты возобновляемых источников энергии и хранения углерода. В зависимости от рыночной стоимости тонны углерода, финансовая поддержка этих проектов могла составить 6-9 млрд. евро. Никто не знает, продлится ли экономический кризис несколько месяцев или несколько лет. Но хороший исход встречи в Копенгагене будет приносить миру пользу в течение десятилетий, способствуя развитию экономики и контролю выбросов парниковых газов.




← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →















Яндекс цитирования
Журнал First Break и материалы всех мероприятий EAGE направляются на индексацию в систему Scopus.
Журналы Basin Research, Geophysical Prospecting, Near Surface Geophysics и Petroleum Geoscience направляются на индексацию в системы Scopus и Web of Science.