Журнал First Break – Май 2010 – Выпуск 5 – Том 28 – Новости отрасли

Вызов традиционным представлениям о формировании Земли

Геофизик, которого иногда называют бродягой, оспаривает фундаментальное представление о том, как образуются нефть и газ. J. Marvin Herndon из Transdyne Corporation, базирующейся в Сан-Диего, говорит в своей статье, опубликованной в номере Current Science от 25 марта 2010 года, что на протяжении десятилетий геологи и геофизики предполагали, что в мантии Земли происходят конвекционные процессы. Однако, как утверждает Herndon, с точки зрения физики конвекция в мантии невозможна. Он доказывает, что мантия сжата своим собственным весом и весом коры, так что у ее нижнего уровня плотность на 62% больше плотности у поверхности. Следовательно, незначительное тепловое расширение, которое может происходить внизу, не превышающее 1%, не может привести к подъему нижних слоев на поверхность, или сделать верхние слои более тяжелыми, что необходимо для конвекции.

Если Herndon прав, то его гипотеза будет иметь значительные следствия для геологов. По его мнению, они в течении десятилетий некорректно применяли математические уравнения конвекции к сжатой под действием гравитации мантии, в то время как эти уравнения применимы только для не-сжатых жидкостей.

В итоге, такие известные названия как Пангея, Гондвана и "тектонические плиты", могут уйти в историю, а на смену придут более корректные термины геологии 21 века, не использующей для понимания строения Земли гипотезы конвекции в мантии. Согласно Herndon, практически все основные геологические процессы являются следствием единственного: процесса фрагментации коры Земли — раскалывания коры при образовании новой поверхности вследствие увеличения объема планеты из-за декомпрессии.

Дробление земной коры, называемое рифтингом, образует все ключевые составляющие для образования отложений углеводородов: бассейны, резервуары, источники и перемычки. Рифтинг приводит к формированию глубоких бассейнов, как, например, существующий в настоящее время треугольник Afar в северо-восточной Африке. Объясняемое подъемом нагретых слоев из глубины Земли к поверхности, вспучивание участков земной коры может сократить площадь, покрытую морем, образуя солевые выпаренные отложения, приводит к формированию купольных структур и может создавать приподнятые участки поверхности, подверженные процессам эрозии, таким образом обеспечивая осадочный материал для образования резервуарной породы, наполняющей бассейн. Более того, дробление коры может приводить к наполнению бассейнов неорганическим метаном из мантии, и, хотя до сих пор эта гипотеза оспаривается, произведенными из этого метана углеводородами.

Основываясь на своем исследовании Восточно-Африканской рифтовой системы и расположенных под ней нефтяных и газовых отложений, имеющих связь с Сибирскими траппами, Herndon предсказывает, что широкий рифтовый регион под Деканскими траппами в Индии станет местом обнаружения значительных запасов энергоресурсов, утверждая, что первые находки уже сделаны.