Рейтинг@Mail.ru
Навигация

← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →

Журнал First Break – Сентябрь 2011 – Выпуск 9 – Том 29 – Новости EAGE

Студенты будут узнавать о сланцевом газе Европы

Д-р Hans-Martin Schulz (GFZ) является ведущим геологом в научно-исследовательском проекте GASH по изучению сланцевого газа в Европе. Он отвечает на некоторые вопросы относительно студенческого лекционного турне по Европе (SLT EU) 2011-2012 по перспективам сланцевого газа, которое он организовал со своими коллегами по проекту.

Сланцевый газ в Европе

Студенческое лекционное турне по Европе 2011-2012 будет проведено научными сотрудниками международного межотраслевого проекта по исследованию газовых сланцев в Европе, который был инициирован в 2009 году и финансируется крупнейшими компаниями и сервис-провайдерами нефтяной и газовой промышленности. В команду исследователей входят проф. Andy Aplin (университет Ньюкасла), д-р Frank van Bergen (TNO), Hans Doornenbal (TNO), Ed Hough, (British Geological Survey), д-р Martin Kriiger (BGR), д-р Jurga Lazauskiene (Lithuanian Geological Survey), проф. д-р Ralf Littke (RWTH), д-р Isabelle Moretti (IFP Energies Nouvelles), д-р Susanne Nelskamp (TNO), д-р Konrad Rockenbauch (Rohoel), д-р Reinhard F. Sachsenhofer (MU), д-р Niels Schovsbo (GEUS), д-р Hans-Martin Schulz (GFZ) и д-р Istvan Veto (Geochemist Consultant).

Не могли бы вы вкратце рассказать о себе?

Я геолог и работаю на стыке седиментологии и органической геохимии. Я получил базовое образование в области органической геохимии и органической петрографии, но также работал в области седиментологии обломочных кварцевых и карбонатных пород-коллекторов. В более позднее время моя научная деятельность была связана с палеоокеанографией традиционных пород-коллекторов. Эта тема достаточно близка к тому, что мы используем для понимания внутренней неоднородности газовых сланцев. Около четырёх лет назад мои интересы всё больше стали сдвигаться к количественному анализу взаимодействия органических и неорганических составляющих в процессе диагенеза и образования биогенного метана.

Что стало наиболее значимым технологическим прорывом в области ваших исследований за последние 10 лет?

Их было несколько. Интеграция микробиологических методов с геохимией стала шагом к пониманию многих особенностей осадочных бассейнов. Но такое же значение имело применение методов для изучения геологических процессов и характеристик в нанометрических масштабах, что привело к пониманию процессов образования и формирования месторождений сланцевого газа, т.е. какие органические составляющие сланцев являются проницаемыми для сланцевого газа в нано-масштабе. Все эти подходы привели к анализу сложных органических-неорганических геохимических взаимодействий, которые всё ещё трудно описать количественно.

Почему вы обратились к перспективам сланцевого газа?

В нашей GFZ группе накоплен значительный опыт по органической геохимии традиционных пород-коллекторов. Четыре года назад мы включили тему «Сланцевый газ» в наш научно-исследовательский портфель. До сих пор существует много явлений, о которых мы имеем слабое представление, т.е., как эти нетрадиционные ресурсы формируются во времени и пространстве, и как количественно определять извлекаемые запасы. Поэтому эта тема интересна для исследований, и связана со многими сложными явлениями, которые можно проанализировать только с помощью комплекса аналитических методов и численных подходов из различных дисциплин. Тем не менее, базовая геологическая работа остаётся фундаментом, и не должна быть забыта.

Какие вопросы вы особенно выделите в своей лекции?

Я проведу сравнение систем газовых сланцев в США и Европе с точки зрения их геологической истории и физических характеристик. Кроме того, я выделю ещё две темы. Первая — это европейский потенциал биогенного сланцевого газа. И часть времени я отдам представлению палеоокеанографии черных сланцев и причинам возникновения внутренних неоднородностей.

Что, по вашему мнению, должны вынести студенты с вашей лекции?

Лекции по нефтяной геологии обычно посвящены традиционным месторождениям, так что преподавание нефтяной геологии нетрадиционных ресурсов находится в зачаточной стадии. Однако, такие нетрадиционные ресурсы, как сланцевый газ, разительно изменили энергетическую ситуацию в США и будут оказывать значительное влияние на добычу газа в течение нескольких десятилетий. До сих пор неясно, как разведка и добыча сланцевого газа будет развиваться в Европе, но важно, чтобы студенты считали сланцевый газ потенциально значимым внутренним ресурсом. Домашним заданием для студентов является лучшее понимание основных процессов, приводящих к образованию и отложению сланцевого газа, того, как его можно найти, и как лучше использовать. Разведка требует нетрадиционного геологического мышления, и именно поэтому мы хотим общаться друг с другом.

Добровольными лекторами в этом году станут все научные сотрудники проекта GASH. Как они распределят между собой порядка 60 мест, где будут прочитаны лекции европейского студенческого турне?

В основном, преподаватели будут читать лекции в своих регионах. Поскольку они родились в разных странах Европы, мы сможем охватить большую часть предполагаемых мест проведения лекций. Однако, есть страны, где лекции пройдут в нескольких городах (например, Великобритания), и страны, не являющиеся родиной ни для кого из наших коллег. Для этих стран мы распределим лекции среди всех членов группы. В целом, каждый лектор представит общую презентацию по сланцевому газу и дополнительный материал, касающийся его основной специализации. Таким образом, мы сможем предложить обзор широкого круга вопросов, касающихся сланцевого газа.

Какой личный вклад вносят лекторы GASH в эту программу, и что входит в вашу ответственность?

Лекторы нашей группы являются сотрудниками научных организаций, государственных агентств и промышленных компаний. Мы охватываем широкий спектр направлений (седиментология, нефтяная геология, моделирование бассейнов, региональная геология, органическая геохимия, петрография и микробиология). Вместе мы создали общую базовую презентацию, и каждый подготовил слайды, относящиеся к его собственной теме, которую он будет представлять в рамках турне. Эти дополнительные темы затронут различные вопросы, от аспектов региональной геологии до других нетрадиционных газовых ресурсов (метан в угольных пластах, газ в плотных породах), и от экологических проблем до микробиологии.

Что касается лично меня, меня спросили, не хочу ли я принять участие в организации лекций совместно с EAGE. В результате моей научной активности образовалась сеть учёных, работающих в области сланцевого газа. Я спросил их, не будет ли им интересно присоединиться к программе турне. Многие откликнулись и вошли в нашу группу, и вместе мы организовали это турне.

Ваша лекция будет понятна студентам всех геонаучных направлений?

Конечно, мы подобрали слайды, понятные не только всем, кто имеет базовые геонаучные знания, но и тем, кто занимается естественными науками или имеет инженерную направленность.

Что вы и ваши коллеги надеетесь получить от этих лекций?

Это научный интерес и возможность представить редкое смешение базовой геологии и нетрадиционных геологических подходов. Более того, многие из нас проедут по Европе и смогут пообщаться со студентами из разных уголков Европы. Если кто-то из слушателей заинтересуется сланцевым газом, мы можем помочь им тезисами по этой теме для дипломных работ и диссертаций.

Что, по-вашему, является самым важным, что должны вынести студенты с лекции?

Европа имеет запасы сланцевого газа, которые необходимо рассматривать как значимый энергетический ресурс для будущего.




← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →















Яндекс цитирования
Журнал First Break и материалы всех мероприятий EAGE направляются на индексацию в систему Scopus.
Журналы Basin Research, Geophysical Prospecting, Near Surface Geophysics и Petroleum Geoscience направляются на индексацию в системы Scopus и Web of Science.