Рейтинг@Mail.ru
Навигация

← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →

Журнал First Break – Ноябрь 2011 – Выпуск 11 – Том 29 – Новости EAGE

Чтение лекции о мировой добывающей промышленности в Северной Африке и на Ближнем Востоке

Д-р David Roberts, бывший руководитель кафедры геологии Staffordshire University (Стаффордширского университета), возвращается в строй с лекционным туром 2011/2012 года для студентов Ближнего Востока и Северной Африки под названием «Минералы: кому они нужны, кто их добывает и сколько их осталось». Здесь он рассказывает о том, что для него значит возвращение к лекционной деятельности.

Не могли бы вы немного рассказать о себе?

Я уже отвечал на этот вопрос достаточно подробно, перед тем как начинал читать лекции в рамках лекционной программы для студентов Европы SLT 2008-2009 (First Break, сентябрь 2008 г.), поэтому сейчас будут краток. У меня широкий круг интересов в области геологии, однако больше меня привлекают те аспекты геологии, которые важны для широкой общественности, то есть те, которые в большей степени относятся к промышленности. Я получил высшее образование 45 лет назад вместе, приобретя целый ряд чисто академических навыков и подходов, после чего довольно быстро защитил докторскую диссертацию по структурной геологии. Однако, поскольку мой карьерный рост происходил в горнодобывающей промышленности Великобритании и в сфере консультативной деятельности, постепенно мне стало интереснее решать практические задачи, чем писать научные статьи. Это, в свою очередь, привело к осознанию того факта, что промышленная геология действует не в изолированной технической среде и что геологи, работающие в международной добывающей отрасли (что относится также к нефти и газу), должны иметь представление об экономических, финансовых, правовых и организационных аспектах этой деятельности, так же как и об универсальном характере социально-политической сферы, которая стимулирует геологические исследования или оказывает на них значительное влияние.

Мне всегда нравилось преподавать в университете и общаться с умными образованными молодыми людьми. Вот почему большая часть моей карьеры связана с университетами, а наградой стали успехи бывших студентов и чувство удовлетворённости от того, что ты помог обучению специалистов, которые стали полезными членами профессионального сообщества, а некоторые из которых заняли в нем видное положение.

Один геолог почтенных лет дал мне хороший совет держаться как можно ближе к промышленности. Так я и делал, поэтому мои интересы, знания и умения в области экономики минералов, финансовой оценки проектов, связанных с их добычей, анализа рисков, а также законов, относящихся к владению и приобретению минеральных ресурсов, и прогнозирования получали постоянное развитие. Имея такую основу, я помогал студентам смотреть на геологию под другим углом зрения, отличным от более традиционного взгляда, который превалировал в мои студенческие годы.

Вы уже читали лекции в рамках программы SLT Europe 2008-2009, что заставило вас решиться на ещё один лекционный тур?

Мне было очень приятно, когда мне предложили стать лектором европейского тура 2008-2009, для меня это был очень ценный опыт. Нужно было потратить много времени, чтобы посетить 34 университета в 17 разных странах, но оно у меня было, и поскольку профессия геолога дала мне очень много, я решил, что было бы правильно передать что-то будущим специалистам. Когда я вышел на пенсию, по правде говоря, я многое потерял. В том числе возможность общаться со студентами и перенимать их лёгкое отношение к жизни. Читать выездные лекции для крупной профессиональной организации — большая удача. Если под покровительством EAGE я могу передать моим слушателям что-то из того, что считаю важным, — это само по себе будет достаточным вознаграждением за потраченное время.

Теперь я с нетерпением жду посещения новых для меня мест в Северной Африке и на Ближнем Востоке. К тому же я люблю путешествовать и узнавать другие культурные традиции. Лучший способ всё это получить — посетить другие страны с профессиональной целью. Я жду с нетерпением новых впечатлений от путешествия и встреч коллегами, от обмена мнениями о нашей профессиональной деятельности.

Какие вопросы вы будете особенно выделять в своей лекции?

Лекцию легко можно разделить на три части, и время, отводимое на каждую из них, может достаточно легко меняться в зависимости от интереса слушателей. В первой части, касающейся потребностей в минеральных ресурсах, будет подчёркнуто ключевое значение полезных ископаемых для нашего ежедневного существования и проведена оценка доминирующей позиции, которую занял Китай в мировом потреблении и добыче минеральных ресурсов и металлов. Большая часть того, что я рассказывал моим слушателям в 2008-2009 году, нуждается в переоценке и обновлении, особенно что касается данных по добыче минеральных ресурсов. Теперь будет уместно рассмотреть роль Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, я обращу внимание на редкоземельные элементы, поскольку они играют важную роль для высокотехнологичной промышленности, и рассмотрю сырьевые потребности энергетики. Поставляемые ресурсы будут зависеть от коммерческих решений, запускающих разведку, которая, в свою очередь, является отправной точкой для процесса добычи и производства минералов. В этом разделе будет также рассмотрено значение юридических и финансовых структур, влияющих на принятие решений в геологоразведке. Я попрошу слушателей подумать, какие сырьевые ресурсы, по их мнению, будут интересовать геологоразведчиков в течение их профессиональной карьеры. Мы обсудим составление отчетов о ресурсах и запасах согласно установленным нормам и правилам, также будет сделан краткий обзор того, что привело к необходимости тщательно разработанных норм и правил. Понимание этих вопросов закладывает важную основу для повышения профессионального уровня, необходимого геологам добывающей промышленности. Третья часть представляет собой краткий обзор необходимых навыков и масштабов задачи подготовки полной оценки резервов («сколько их осталось?») на уровне, достаточном для инвестиционных целей и удовлетворяющих требованиям правил.

Вы бывали раньше на Ближнем Востоке и в Северной Африке?

Да, я хорошо знаю Тунис, у меня много друзей в этой стране, некоторые из них останавливались у меня дома в Великобритании. В годы моей работы в Стаффордширском университете я подумал: поскольку профессия геолога интернациональна по своей природе, студентам старших курсов было бы очень полезно ознакомиться с геологией других стран, помимо Великобритании, и попробовать проводить геологические исследования в там, где климат, язык и культура отличаются от наших. Успешная пробная поездка и поддержка, которую мне оказали Tunisian Office Nationale des Mines, Министерство сельского хозяйства (CDRA), Compagnie des Phosphate de Gafsa и несколько компаний, добывающих металлическую руду, а также удачный туроператор, который организовал проезд и проживание, создали условия для организации практического курса, просуществовавшего в течение 12 лет до моего выхода на пенсию.

Как вы думаете, что самое важное должны запомнить студенты, прослушавшие ваш курс?

Что бы ни говорили о мировой добывающей промышленности (в том числе и нефтегазовой), современное общество не может существовать без неё, и работа в любой её области не только захватывающе интересна, но и почётна благодаря той важной роли, которая она играет в нашей жизни. Хорошо управляемая и правильно регламентированная промышленность будет необходима и через 50 лет, и я надеюсь, что к концу лекции слушатели осознают, что несмотря на множество технических проблем, требующих решения, самыми трудными являются общественно-политические и геополитические. Они должны понять, что технические знания и опыт, полученные на первых ступенях карьерной лестницы, помогут их странам в решении части этих проблем. Вполне вероятно, я поставлю перед ними больше вопросов, чем дам ответов.




← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →















Яндекс цитирования
Журнал First Break и материалы всех мероприятий EAGE направляются на индексацию в систему Scopus.
Журналы Basin Research, Geophysical Prospecting, Near Surface Geophysics и Petroleum Geoscience направляются на индексацию в системы Scopus и Web of Science.