Студенческое лекционное турне 2012— 2013 года в Европе будет представлять д-р Bjorn Wygrala. Тема его лекции «Моделирование бассейнов и нефтяных систем: технологии и способы применения для оценки нефтяных ресурсов и рисков разведки». В этом году, чтобы немного оживить процесс, мы хотим попросить всех студентов, которые прослушают лекцию, написать статью на ту же тему. Автор лучшей статьи будет награжден летней недельной стажировкой в Аахене (Германия), которая будет проходить в компании Schlumberger! Приём работ начинается с 3 сентября. Более подробную информацию можно найти наwww.eage.org/students/. Краткая биографияBjorn Wygrala родился в 1952 г. в Мельбурне (Австралия), учился в Австралии и Германии. Защитил диплом (соответствует степени магистра) по геологии в Кёльнском университете, там же учился в аспирантуре и писал диссертацию на степень д-ра по геологии в совместном проекте с Agip, итальянской национальной нефтегазовой компанией. Его диссертации была посвящена прикладным вычислительным методам разведки в бассейне реки По в Северной Италии, применявшимся в 1989 г. После получения степени доктора Wygrala в течение трёх лет работал в области седиментологии и анализа нефтяных бассейнов для разведки полезных ископаемых в центральной Австралии. На сегодняшний день он имеет более чем 25-летний опыт исследования бассейнов и нефтяных систем и применения технологии моделирования в области оценки ресурсов и разведочных рисков для сервисных и добывающих нефтяных компаний более 40 стран мира. В настоящее время он занимает должность менеджера по развитию PetroMod в технологическом центре компании Schlumberger в Аахене (Германия). В число научных интересов Bjorn Wygrala входит прикладное моделирование нефтяных систем, количественный и сенситивный анализ геологических параметров и процессов при разведке нефти, поддержка образовательных программ для обучения интегрированному анализу оценки нефтяных ресурсов и разведывательных рисков. ИнтервьюНе могли бы вы коротко рассказать о том, какие вопросы будут затронуты в вашей лекции? Часть лекции будет посвящена общей информации об отрасли разведки и разработки нефти и тому, как она работает. Основная цель — дать слушателям представление о тех вопросах, которые будут рассматриваться, а также о масштабах, затратах и возможных рисках деятельности и инвестиций, а также о решениях, которые должны приниматься. Более подробно будут освещены широко распространённые концепции разведки от бассейнов и горизонтов до залежей и показана роль погрешностей и основных геологических рисков при разведке. Кроме того, я расскажу о моделировании бассейнов и нефтяных систем, начиная с обоснования моделей и процесса моделирования с геонаучной точки зрения и заканчивая рассмотрением типов данных, технологических процессов и задачами типичных приложений. В качестве наглядной иллюстрации всех теоретических положений будет показан практический пример моделирования в виде презентации. Эта часть лекции завершится выводом о роли различных геонаучных направлений, также будет показано, что технология моделирования является по сути интегративной и может успешно применяться только при междисциплинарном подходе. В следующей части лекции будет более подробно рассмотрена сама технология. В частности, я расскажу об основных параметрах, важных для разработки нефтяных и газовых ресурсов, о том, как их можно получить в процессе геологического моделирования, чтобы сначала понять распределение нефтяных залежей и их свойства, и затем прогнозировать их. Поскольку отложения нефти зависят в основном от температуры и геологического времени, первым шагом является моделирование теплового прошлого. Затем вводится моделирование истории давлений, поскольку распределение нефти и газа в залежи по фазам зависит от различных значений температуры и давления. Затем будет представлен обзор методов, использующихся для моделирования процессов образования нефти, отжатия, миграции, образования залежи и выноса в нефтяных системах. В заключение будут рассмотрены отдельные технические вопросы. Затем я расскажу о применении технологии, начиная от разведки на отдалённых территориях, когда на больших площадях сняты отдельные разрозненные данные, и заканчивая оценкой ещё неразведанных нефтегазовых ресурсов и детальной оценкой разведывательных исков на сложных по структуре участках. В заключительной части раздела будет проведено сравнение приложений для традиционных и нетрадиционных нефтяных и газовых отложений. В конце лекции я дам основные источники и список рекомендуемой литературы, а также сделаю обзор возможностей развития карьеры в научной и профессиональной сферах, это позволит студентам понять, какие дальнейшие шаги в этом направлении они могут сделать. Какие ещё вопросы будут затронуты в вашей лекции? Основная тема лекции сформулирована так: «Моделирование бассейнов и нефтяных систем: технологии и способы применения для оценки нефтяных ресурсов и рисков разведки». С ней связаны вопросы геологического моделирования от бассейнов до залежей, используемого для оценки истории температур и давлений и прогнозирования характеристик нефти и их распределения в традиционных и нетрадиционных отложениях углеводородов. Как вы думаете, какое влияние окажет ваша лекция на студентов в Европе? Она должна сформировать представление о широко используемой в отрасли технологии, которая быстро развивалась в последние несколько лет. Она играет важную роль в оценке разведывательных рисков и ещё неоткрытых углеводородных ресурсов. Я также покажу, как можно изучать эту технологию и какие возможности она открывает в производственной и научной сферах. Что, по вашему мнению, стало самым важным прорывом в области ваших исследований за последние 10 лет? Переход от двухмерной к трёхмерной технологии и возможность выполнения моделирования многофазовой нефтяной миграции в геологических моделях высокого разрешения с помощью различных методов. Это позволило прогнозировать свойства нефти, такие как плотность в градусах API и газонасыщенность пластовой нефти с гораздо более высокой степенью точности. Доступна ли ваша лекция для студентов, специализирующихся в разных геонаучных дисциплинах? Да, она ориентирована в основном на геологов, но модели данных и качество результатов зависят от геофизических и геохимических данных, поэтому лекция будет полезна для студентов всех специальностей. Что стало для Вас главным побудительным мотивом для участия в этом турне, отнимающем много времени и сил? Я работал с этой технологией более 25 лет, сотрудничая с заказчиками из коммерческих и научных кругов, поэтому особенно заинтересован в том, чтобы представление о ней было получено на самой ранней ступени геонаучного образования. Какую основную идею должны усвоить студенты после вашей лекции? Они должны понять, что обсуждаемая тема является технологически инновационной и дискуссионной и что применение этой технологии открывает интересные возможности для развития карьеры в производственной и научной сферах. Получить более подробную информацию о студенческом лекционном туре SLT Europe и узнать список университетов, которые посетит Bjorn Wygrala, можно на веб-сайте по адресу www.eage.org/students.
← Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья →
|