Рейтинг@Mail.ru
Навигация

← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →

Журнал First Break – Декабрь 2005 – Выпуск 12 – Том 23 – Новости отрасли

Самолет De Beers для программы по разведке алмазов в Южной Африке

Горнодобывающая компания De Beers недавно пустила в эксплуатацию летательный аппарат для работы по программе разведки алмазов в Южной Африке. Ранее в августе воздушное судно Zeppelin было погружено в Германии на борт большого док-корабля Enterprise, который держал курс на Кейптаун. На корабле был нарисован символьный знак с сообщением следующего содержания: «Разведка алмазов в Африке». Таким образом, была обозначена цель предстоящего задания. Этот летательный аппарат является одним из трех подобных кораблей, построенных немецкой компанией Zeppelin по ее последним технологиям (NT). Дирижабли эксплуатировались фактически уже на протяжении нескольких десятилетий: первый из них был построен в начале прошлого столетия и взлетел в 1900 г. Современные наполненные гелием корабли NT были сконструированы в середине 90-х. Они могут похвастаться новейшими технологиями, которые использовались при их построении, аэронавигационным дизайном. Они могли встать уже в один ряд с другими современными кораблями. De Beers на протяжении своей долгой истории применяла много разных технологий для разведки алмазов. В последние годы компания использовала 3D полнотензорные градиентометры (3D-FTG), технология, которая была позаимствована у американских военных. Производство этой продукции ведется в Lockheed Martin в США, а снабжается и управляется компанией Bell Geospace, базирующейся в Абердине, Шотландия. До сих пор данная система применялась на воздушных судах небольшой массы и давала неплохие результаты, которые, впрочем, все стороны считают, можно улучшить. Система 3D-FTG состоит из серии высокоточных акселерометров, которые производят запись изменений гравитационного поля в окрестности района исследований. Таким образом, система определяет плотностные границы под поверхностью, показывая такие геологические параметры, как например кимберлитовые трубки. Однако шум и вибрация на маленьком воздушном корабле могут отрицательно сказываться на качестве записываемых этими тонкими устройствами данных. И это стало одним из двух ограничительных факторов данной конфигурации. Второй негативный фактор — это влияние скорости регистрации: поскольку все измерения ведутся на основе расчета времени, чем быстрее летит самолет, тем меньше данных будет записано. Как Bell Geospace, так и De Beers пришли к выводу, что использование более медленной платформы позволит достигнуть такого разрешения, которое необходимо для разведки кимберлитов. Сразу приходящее в голову решение — это вертолет. Но, как известно, в вертолетах повышенный уровень шума и не так много пространства. В 2004 г. воздушное судно Zeppelin NT было признано лучшим летательным аппаратом, который подходит под все критерии съемки. Он имеет жесткую внутреннюю структуру, не то, что старые «развалины», которые полагаются на низкое давление гелия, поддерживающего их форму. И этот факт важен, поскольку он влияет на стабильность и маневренность. Конструкция также позволила разместить двигатели (которых всего три на Zeppelin NT) в раме, а не непосредственно в «корзине» и таким образом передвинуть основной источник шума и вибрации подальше от чувствительного FTG механизма. Bell Geospace разместила это устройство в Zeppelin в Германии в сентябре 2004 г. для измерения ускорений и уровня шума, которых следовало ожидать на борту во время полета. На основе этих измерений было произведено некоторое моделирование по существующим FTG данным. Для небольшой съемки был привлечен Zeppelin вместо самолета с крылом неизменяемой геометрии. Результаты оказались очень обнадеживающими. А в конце года неподалеку от Ганновера команда De BeersBell Geospace провела полное испытание системы. Результаты подтвердили предположения — Zeppelin был признан идеальной средой для такого механизма как 3D-FTG. Таким образом в августе после продолжительных планировочных и подготовительных работ Zeppelin D- LZFN осторожно начали перевозить из Фридрихшафена в Кейптаун для выполнения двухлетней разведочной программы в Южной Африке. Доставлен аппарат был несколькими неделями позже. К нему был проявлен огромный интерес и общественное внимание, а все СМИ Кейптауна, Кимберли и Габороне только об этом и говорили. Вид Zeppelin на фоне горы Table было поистине внушительное зрелище. А совмещение понятий аэросудна с разведкой алмазов захватило воображение тысяч людей, когда они смотрели на этот корабль, грациозно летящий через их города. Система 3D-FTG была установлена в конце сентября. А съемки в Южной Африке начались уже в начале октября.




← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →















Яндекс цитирования
Журнал First Break и материалы всех мероприятий EAGE направляются на индексацию в систему Scopus.
Журналы Basin Research, Geophysical Prospecting, Near Surface Geophysics и Petroleum Geoscience направляются на индексацию в системы Scopus и Web of Science.