Рейтинг@Mail.ru
Навигация

← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →

Журнал First Break – Февраль 2006 – Выпуск 2 – Том 24 – Техническая статья

Разработка интерактивной Web-платформы для обучения обработке сигналов

Авторы: K. Sahli, J. Mars, J-L. O. Mari, F. Glangeaud и M. Genton

Номер: Том 24, Выпуск 2, Февраль 2006

Язык: русский

Информация: Статья, PDF (349.94 Kb)

Краткое описание:

Наша двуязычная (франко-английская) платформа, которая называется e-TSLIS, делает процесс обучения обработке сигналов более доступным и позволяет организовать взаимодействие путем использования современных средств мультимедиа (Internet, Web). Представляемый пакет создан в основном в рабочей группе SIN (Signals and Images in Natural environments — сигналы и изображения в естественной среде) лаборатории сигналов и изображений (Signals and Images Laboratory, LIS) института ENSIEG (Ecole Nationale Superieure des Ingenieurs Electriciens de Grenoble), Гренобль, Франция, при участии школы IFP-School (Ecole Nationale Superieure du Petrole et des Moteurs). Под электронным обучением понимается обучение с использованием новых средств обучения для совершенствования процесса: помощи в организации рабочего времени, формального преподавания, доступа к документам, а также средств оценки, практики и моделирования (Toxopeus et al., 2003, Hesthammer, 2003). Остаются, однако, технические проблемы: качество электронного обучения падает, если обучающийся не получает преимущество от использования всех имеющихся средств. Например, если модуль с озвученной анимацией запускается на машине без звуковой карты, интерес к обучению снижается. Другим вопросом является время работы обучающегося, который может быть сосредоточен около 20 минут; таким образом, электронному обучению следует придавать структуру цикла, в котором показаны ограничения обработки данных. Электронное обучение должно дополнять обычный учебный курс. Сочетая в пропорции 50/50 обычное и электронное обучение, можно сохранить богатство взаимодействия учителя и ученика. Короткие (несколько дней) курсы могут включать и большую долю электронного обучения. Правильно сочетаемые формы электронного и обычного обучения можно представить в виде системы с богатыми ресурсами CD-диски, Internet-сайты, учебные модели (симуляторы) и др. Таким образом, электронное обучение позволяет проводить курсы быстро в нескольких местах сразу. Важным вопросом является приспособление электронных курсов к уровню слушателя. Слушатели получают знания, давая команды компьютеру: они пробуют, совершают ошибки, и решают задачи. Обучение через «игру» позволяет дольше удерживать внимание слушателя. Не следует пренебрегать элементами творчества в электронном обучении; следует всегда поощрять любопытство слушателя. Открытое дистанционное обучение возможно в двух формах: синхронной (видеоконференции, виртуальные классы и др.) и асинхронной (обучающие программы, индивидуальная работа и др.), которые можно представить в двух измерениях: с одной стороны — коллективное или индивидуальное, с другой стороны — очное или дистанционное. Программа e-TSLIS используется для большой аудитории: исследователей, геологов, студентов старших курсов и студентов специализированных вузов. Чтобы проект электронного обучения дал положительные результаты, нужно 3-5 лет. Это значит, что разработки следует поддерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Цели и ограничения Задача сетевых средств непосредственного доступа в программы e-TSLIS состоит в том, чтобы в ходе серии занятий, сопровождаемых анимацией, показать средства и способы обработки сигналов, используемые в сейсморазведке. Ряд интерактивных заданий позволяет слушателю получать знания и одновременно проверять усвоение, отвечая на контрольные вопросы. Широко используется анимация. При использовании данных полевых измерений, указаны организации, их предоставившие. Имеющиеся в настоящее время курсы основаны на CD-диске по обработке сигналов (Glangeaud et al., 1999) и серии пособий «Обработка сигналов для геологов и геофизиков» (‘Signal processing for geologists and geophysicists’) в нескольких томах (Mari et al., 1999; Mari et al., 2001, Glangeaud et al., 2001; Mars et al., 2004). Удобный интерфейс платформы создан под впечатлением от электронного курса геофизики Лозаннского университета (Chapellier et al., 2002). Например (рис. 1) пакет курса по скважинной сейсморазведке (Well Seismic) включает две главы («Предварительная обработка сигналов» и «Вертикальное сейсмопрофилирование»), словарь, именной указатель, список литературы и каталог данных. Каждое занятие состоит из текста, интерактивных изображений, набора формул (если нужно) и контрольной части, включающей тест с вариантами ответов. Основные ограничения на использование платформы e-TSLIS связаны с необходимостью обеспечить совместимость с аппаратным и программным обеспечением (тип ПЭВМ, браузер), с которыми она будет использоваться, и качество изображения (анимации в виде Java-апплетов на Web-страницах). Кроме того, используемые технологии (обработка данных, телекоммуникации) должны отвечать требованиям дистанционного обучения.

Для загрузки статьи необходима подписка на журнал First Break




← Предыдущая статья             Содержание номера             Следующая статья →















Яндекс цитирования
Журнал First Break и материалы всех мероприятий EAGE направляются на индексацию в систему Scopus.
Журналы Basin Research, Geophysical Prospecting, Near Surface Geophysics и Petroleum Geoscience направляются на индексацию в системы Scopus и Web of Science.